Первая часть

Вторая часть

Пока решался вопрос с документами Александра, ему параллельно подыскивали место в Белоруссии. Вариантов было два, работа велась одновременно по обоим.

Первым вариантом было найти родственников Александра, которые могли взять над ним опеку и ухаживать за ним хотя бы на первых порах, пока мужчине требовалась помощь. Для поиска родных и знакомых мы использовали проверенный инструмент – «РозыскНой». Это уникальный интернет проект под попечительством МРОО «Дом трудолюбия «Ной» для поиска знакомых и родственников наших подопечных. В сообществах «РозыскНого» была размещена листовка со скупыми фактами биографии Александра, которую распространили в сообществах Республики Беларусь (а точнее — города Лиды Гродненской области). Ведь именно там мужчина прожил значительную часть своей жизни.

За полуторалетний срок существования проекта «РозыскНой» были найдены родственники и знакомые более чем двадцати наших подопечных. Но, к сожалению, распространение листовки именно в этот раз не принесло результатов: никто не откликнулся. Возможно, по указанному мужчиной адресу уже проживали другие люди. А, возможно, никто действительно не узнал Александра. На официальные запросы в соответствующие органы у нас просто не было времени. Подопечного было необходимо как можно скорее вывезти из России на родину.

Вторым вариантом жизнеустройства Александра был поиск для него места в государственном медицинском или социальном учреждении Республики Беларусь. Мы уже начали изучать варианты, когда нам самим внезапно раздался телефонный звонок из-за рубежа. На связи был представитель управления здравоохранения гродненского областного исполнительного комитета, сообщивший, что их ведомство готово забрать нашего Александра на пограничном автомобильном пункте пропуска «Красная горка». Для осуществления транспортировки больного человека по территории союзного государства выделили автомобиль скорой помощи. Наша организация просила Посольство РБ помочь в решении проблемы Александра и оказалось, что сотрудники консульского отдела этого ведомства параллельно тоже вели работу по решению нашей теперь уже общей проблемы. Я писал в предыдущей части, что консул сделал очень многое. И договоренность с белорусскими врачами (из г. Лида) тому подтверждение. Значит, информация о местожительстве нашего подопечного, которая доселе была известна лишь с его слов, подтвердилась.

Вообще, в этой истории принимали участие десятки людей. Мы не сможем вспомнить и упомянуть каждого, как и описать детально его вклад. Но просто вдумайтесь — десятки людей из двух стран, каждый по-своему, помогали спасти и вернуть к нормальной жизни одного человека. Бездомного, недокументированного, больного. Большинство из этих людей даже не видели ни его, ни его фотографии (и вряд ли увидят).

Но вернемся к транспортировке. Несмотря на то, что на территории Беларуси эта проблема решилась на окологосударственном уровне, окончательно вопрос о перевозке Александра снят не был. Стоимость медицинской перевозки или такси (а перевозить нашего подопечного, по словам врачей, можно было только в удобном сидячем или полулежачем положении, чтобы не было проблем со швами) от Фряновской больницы до оговоренного пункта на границе варьировалась от 28 до 40 тысяч рублей. К тому же сопровождающему нужно было вернуться в Москву. Ещё одним вариантом была транспортировка на поезде (в сопровождении сотрудника «Ноя») от Москвы до ближайшей к России железнодорожной станции на территории РБ. Это город Орша. Да и белорусской скорой помощи ехать от Лиды до Орши было ближе, чем до границы. Два билета «Москва-Орша» и один обратно для сопровождающего стоили порядка 11 000 рублей. Разумеется, МРОО «Дом трудолюбия «Ной» — организация негосударственная и некоммерческая – не имела возможности оплатить эту поездку. Да и до Белорусского вокзала тяжелобольного человека нужно было доставить невредимым, желательно на автомобиле. Это, конечно, не 530 км (как от больницы до пункта на границе), а около 70, однако тоже немало.

Но мир, как известно, не без добрых людей. За помощью мы обратились в РОО «Милосердие», предварительно во всех подробностях описав ситуацию. Региональная общественная организация «Милосердие» — это крупнейшая социальная православная служба помощи. Её миссия — милосердное служение ближнему: оказание помощи наиболее нуждающимся и бедствующим, облегчение страданий, улучшение качества жизни самых беззащитных людей (независимо от их вероисповедания, национальности и места проживания). Эта организация уже не раз помогала «Ною» в вопросах помощи бездомным и на этот раз тоже не осталась в стороне. Изучив наши трудности, организация приобрела для нас три билета на поезд (два до Орши и один обратно, что и было нужно). Выражаем этим неравнодушным людям — нашим коллегам — свою благодарность!

А на дорогу от больницы во Фряново до Белорусского вокзала пожертвовали прихожане Храма Преображения Господня в г. Балашихе, которые тоже не смогли остаться в стороне от нашей проблемы. Всем миром православные собрали небольшую сумму на такси. «И купите ему что-нибудь покушать в дорогу. Бог в помощь!», — сочувствовали верующие.

Чтобы вы понимали, дорогие читатели, все эти понятные слова — «договорились», «согласовали» и тому подобные — звучат кратко и лаконично только в тексте. В реальности же это длительные процессы, сопровождаемые кропотливыми запросами и письмами, перенаправлением от инстанции к инстанции, сухими официальными ответами, требующими дополнительных уточнений, бесконечными телефонными переговорами… На действия, которые в рассказе я могу описать десятком-другим букв, в действительности уходят дни, а иногда и недели.

Но, рано или поздно, все «нити сплелись». С белорусской стороной договорились, что нас встретят на вокзале в Орше. С заведующим паллиативным отделением Фряновской больницы согласовали все нюансы выписки и отправки подопечного. С консулом договорились быть на связи и пообещали сразу же сообщить ему о факте передачи Александра в руки белорусских врачей. Оставалось совсем немного — съездить за подопечным в больницу и сопроводить его на родину. Но, как говорится, «легко сказать, да трудно сделать». Эта, без преувеличения, транспортировочная эпопея достойна отдельной части рассказа. Так что продолжение следует…

Дмитрий Кирюхин