Здесь и далее приводятся фрагменты текста и фотографии из материала, размещенного на сайте novayagazeta.ru и по состоянию на 12.07.2024 г. доступного по данной ссылке. Автор – Одиссей Буртин – информирует, что текст написан по просьбе организации «Ночлежка».

Этот материал мы «разобрали по косточкам» ещё в марте, но выход статьи был отложен сначала из-за траурных событий в нашей стране (гибель людей в террористическом акте), а впоследствии — по техническим причинам. Но не считаем нужным вовсе оставлять такие материалы без внимания и потому публикуем разбор.

Что ж, пройдёмся по ключевым моментам.

«Разница между бездомными и всеми другими людьми лишь в том, что мы живём дома, а они — на улице»

«…почти все они — трезвенники: кто-то не пьёт из принципа, кто-то просто не любит»

13-летний опыт работы «Дома трудолюбия «Ной» с бездомными (и десятки тысяч людей, прошедших через наши приюты с 2011 года) даёт неутешительную статистику: около 90% людей, живущих на улицах московского региона — алко- и наркозависимые, причём в последних стадиях. «Трезвенников» среди «людей улиц» очень мало (и, увы, чаще всего это люди с другими серьёзными проблемами).

 

«У половины героев этого текста есть высшее образование. …Кто-то ходит на выставки в «Гараж», кто-то читает в углу Мопассана».

Здесь речь снова идёт о каких-то уникальных, удивительных примерах. Исключения есть всегда, но в подавляющем большинстве уличные бездомные — люди без документально подтверждаемых профессиональных и трудовых навыков, имеющие уголовное прошлое. На культурных мероприятиях их можно увидеть крайне редко (а вот попрошайничающими в местах их проведения — вполне).

 

«Я не ставлю под сомнение их истории, но и не предлагаю верить каждому слову. Я не стал включать в текст откровенные небылицы, но в остальном привожу их рассказы как есть».

Совсем фантастических историй в описанных автором историях бездомных, может, и нет, но и те, что приведены в материале, с высокой вероятностью выдуманы или как минимум сильно приукрашены. Бездомным свойственно придумывать и преувеличивать свои трудности и лишения, что регулярно подтверждается в процессе социальной работы с подопечными приютов «Ноя». Некоторые люди и не скрывают этого (и даже гордятся, считая важным «профессиональным» навыком).

 

«В «Ночлежке» любят повторять, что никто не оказывается на улице по какой-то одной причине.
Когда соцработники спрашивают клиентов об их судьбе, то обычно записывают в графу «Причины бездомности» хотя бы две. Например, в личном деле Веры записано: «Потеря работы, утрата документов».

«Люди оказываются на улице по самым разным причинам, но одна из них, безусловно, — гордость».

Доминирующих причин две: тяжёлые химические зависимости и серьёзные расстройства психики. Остальные — нечастые исключения.

 

«Не раз слышал фразы вроде: «Не надо со мной разговаривать, я не обычный бомж. Пойди вон лучше с Витей поговори». Каждый считает свою историю нетипичной. И каждый, конечно, прав».

Отдельными «пунктами программы» приводим слова профессиональных (если так можно выразиться в данном случае) «бомжей-халявщиков»:

«… — Вот вы напишите, что эту проблему надо решать на государственном уровне. Это социальная проблема…

… — это надо на Думу выносить! Надо обязать каждого олигарха отчислять сотую долю процента дохода нам».

Вот как они видят решение этой проблемы на государственном уровне. Особо наглые могут пойти дальше и пожелать «залезть в карман» не только к «олигархам», но и всем трудящимся россиянам — наши сотрудники и волонтёры слышали и такое. А на предложение зарабатывать себе на жизнь честным трудом (например, в общинах «Ноя»), эти люди отвечают «Я тебе не лошадь, чтобы работать» или вовсе оскорблениями.

 

«Толпа рассасывается: оказывается, сегодня не кормят, а лишь раздают одежду.

…— Да какие-то религиозники, один хрен, — хмыкает Слава. — У Маркса всё сказано. Вить, ты чего меня обманул? Тут ничего не дают».

А таково истинное отношение «бомжей» к уличным услугам — если не дают того, что им нужно в данный момент (или не удовлетворило качество), они очень расстраиваются потраченному времени и не стесняются это высказать. Даже если любопытство (вдруг дадут нужное) приводит их не на другой конец Москвы, а метров за 300-500 от места обитания.

А вот «грамотный подход к делу»: «Вместо того чтобы сюда переться, надо мне было своё расписание посмотреть, — вздыхает Слава. — Оно у меня в книжке выписано вплоть до меню. Берёшь и каждый день записываешь, что и когда дают. Многие до этого не додумываются, вот так вот живут: «А, кажется, кормят!»

 

Также людям улиц свойственно преувеличивать ценность своей помощи «товарищам по несчастью» или вообще её выдумывать, а принимающей стороне — напротив, преуменьшать или «забывать» о помощи. В статье это проиллюстрировано рассказами двух бездомных женщин — Хадычи и Бабы Нины.

Автор не обошёл вниманием и традиционные жалобы на то, что охранники гоняют «бомжей», мешая им предаваться отдыху в неопрятном виде.

Выдумки и фантазии, отказ от труда, желание вести беззаботную нетрезвую жизнь и расчётливо-потребительское отношение к оказываемой помощи и услугам — вот что отличает этих самых «бомжей» от других бездомных (и не бездомных) людей, не являющихся тунеядцами.

 

И главное.

Почему авторитетная благотворительная организация, основанная в 1990 году и называющая себя единственной НКО в России, оказывающей комплексную поддержку бездомным, не утруждаясь проверками их рассказов, продвигает в медиа явно ложные выводы об этих людях? Очевидно — чтобы привлечь больше средств. Рука жертвователя охотно тянется к кошельку после трогательных рассказов о порядочных людях, ставших жертвами предательства, жестокости и чудовищной несправедливости. А средства, привлечённые с помощью обмана, можно с чистой совестью тратить на финансирование этого обмана — заработные платы руководства, фандрайзеров и пиарщиков, организацию кормлений, раздач и консультаций.

Если принять этот выдуманный образ уличных бездомных за истинный, то им действительно хватит уличных услуг, ну а дальше они сами, ведь — возвращаемся к подзаголовку статьи в «Новой газете» — «разница между бездомными и всеми другими людьми лишь в том, что мы живём дома, а они — на улице».

Все довольны: бездомные (поддержанием комфорта беззаботной уличной жизни), государство («обтеканием» сложнейшей социальной проблемы), ну а в первую очередь — конечно, сами «помощники» (стабильным поступлением средств, продолжением своей деятельности). Win-win? Увы, нет — ведь уличных бездомных в такой ситуации не становится меньше, а ущерб они наносят не только себе, но и окружающим…