Фильм «Ноев ковчег» режиссера Григория Курдяева, посвященный сети приютов для бездомных «Ной», на показе в киноклубе «Русский путь» учредитель организации Емилиан Сосинский (он же главный герой) представлял зрителям лично. Картина официально вышла в 2021 году и уже успела завоевать несколько кинематографических наград и премий. Этот показ проходил в рамках российской премии в области неигрового кино «Золотая Свеча».

В небольшом, но весьма «атмосферном» зале Дома русского зарубежья им. А. Солженицына собрались чуть более двух десятков любителей документального кино. Их вниманию были представлены два короткометражных фильма, которых объединяла общая тематика – помощь людям, страдающим алкоголизмом, в возвращении к нормальной жизни. Первая кинолента была посвящена работе общества «АА» (в английском звучании «Эй, Эй» — «анонимные алкоголики»). Обе организации решают похожие проблемы — но разными способами. Сам Емилиан подчеркнул, что главное отличие «АА» от «Ноя» в том, что первые помогают пока еще «домашним», а не бездомным (как это делает «Ной») алкоголикам. Но оба направления деятельности очень важны.

Не будем углубляться в подробности сюжета и уж тем более сравнивать мастерство съемочных групп – оставим это дело профессиональным кинокритикам и зрителям. В любом случае, каждый, посмотрев «Ноев ковчег», составит свое мнение о картине. А вот на вступительной речи Емилиана, пожалуй, остановимся поподробнее.

Главный герой рассказал:

«Когда Григорий на протяжении четырех лет снимал фильм о «Ное», у нас к нему была просьба, чтобы он каким-то образом показывал ту модель, по которой мы работаем с практически, можно сказать, алкоголиками. Потому что люди, живущие на улицах московского региона — это на 90% алко- и наркозависимые в последней стадии. Я это знаю, потому что к нам приезжали профессиональные наркологи и говорили, что да, это последняя стадия.

Мы просили Григория донести всем, что если ты действительно хочешь помочь человеку, находящемуся на улице (хотя его неправильно называть бездомным, потому что у половины из них есть дом, есть прописка, но живут они все равно на улице и причина этому как раз алкоголизм), надо не просто дать переодеться и «закусить». Вся еда, которая им раздается – это исключительно закуска, больше им ничего не надо. И одежда им нужна лишь для того, чтоб ее можно было продать или сегодня сделать в ней все что хочешь, а завтра пойти надеть другую… Надо понимать, что все раздаваемое этим людям идет исключительно для продолжения их «бомжевания», больше ни для чего.

Поэтому нам нужно было показать, что есть кардинально другой подход к тому, чтобы человек, живущий на улице, изменился не только по внешнему виду. Причесать его, подстричь, постирать, дать ему одежду, накормить – это вообще легко. Это практически ничего не стоит, но это и практически никогда ничего не меняет. Если ты хочешь, чтобы он изменил образ жизни, то самое главное — вырвать его из уличной среды. Алкоголик потому и алкоголик, что если рядом кто-то пьет, он сам не пить не может.

Сейчас самое главное не то, что этот фильм наконец создан. Нам важно, чтобы его увидели те люди, от которых зависит политика в отношении уличных людей. Такие фильмы должны демонстрироваться в той среде, где либо находятся люди, от которых зависит распространение этого опыта, либо хотя бы где находятся люди, которые потенциально могут захотеть в такой центр уйти.

Вот сейчас у нас 1500 койко-мест. А занято из них было самое большее 1350. Это было по весне до потепления. С потеплением людей у нас осталось уже 1120. Понятно, что 230 человек ушли пить обратно. Сейчас холодает и я очень надеюсь, что места займутся опять.

Все наши приюты существуют на 95% за счет того, что люди сами работают. У нас, к сожалению, очень маленькое государственное финансирование, очень скромные относительно такого числа жителей пожертвования. В основном мы живем на то, что зарабатывают сами бездомные. На данный момент среди наших подопечных 66% стариков, инвалидов, женщин с детьми и только 34% трудоспособных мужчин, которые обеспечивают и себя, и неспособных работать.

Такие фильмы надо показывать тем, кто может их продвинуть, чтобы была какая-то поддержка от государства и какое-то законодательное решение запретить людям жить как они хотят. То есть, если в случае с человеком социальным это звучит дико, то в случае с алкоголиком это единственно возможный выход сделать так, чтобы он перестал угрожать себе и окружающим. В состоянии опьянения такой человек уже очень мало похож на человека. По официальной статистике 87% всех преступлений совершены в состоянии опьянения. Пьяный человек – это потенциальная угроза и себе, и окружающим. Это надо понимать.

Со своей стороны мы сделали что могли. Мы создали такое количество мест, что могли бы принять с улиц московского региона всех, кто готов изменить образ жизни. А дальше уже нужна помощь государства. И ограничительная, и финансовая».

Стоит ли говорить, что по завершении фильма все присутствующие аплодировали и режиссеру, и главному герою стоя. Емилиана засыпали вопросами, но в основном «житейскими», внутриорганизационными. А те, кто глубоко не посвящены в проблемы бездомности, просто выражали свое мнение как неравнодушные люди. Андрей Шитов, журналист-международник, поделился: «Фильм мне очень понравился, взял за душу своей неподдельной искренностью. Он о любви. О любви как высшей ценности бытия. Бог есть любовь, а настоящая любовь пряма и правдива, сюсюканье и приукрашивание ей только вредят. На такой же спасительной правде, любви и вере основана и программа «Анонимных алкоголиков», которой был посвящен другой фильм в том же сеансе. Она гласит, что для освобождения из алкогольного рабства по-настоящему необходимо только одно: способность быть честным с собой и другими. Желаю такого освобождения всем жителям «Ноевых» ковчегов, которые в нем нуждаются. Знаю по опыту, что при этом решаются и другие жизненные проблемы. А герою фильма Емилиану Сосинскому – помощи Божией в его воистину святом деле, сил духовных и телесных, любви и терпения».

Дмитрий Сеинский, фото автора и Фатимы Аликовой

Ну и вашему вниманию – тот самый «Ноев ковчег»: